Чупинский морской яхт-клуб

Расположен в вершине Чупинской губы Кандалакшского залива Белого моря на месте исторической пристани давшей начало Чупинскому городскому поселению в 1915-м году при строительстве Мурманской железной дороги.
Пристань была построена для разгрузки судов задействованных в перевозках военного снабжения и оборудования для строительства железной дороги от Мурманска до Санкт-Петербурга. В последствии территории прилегающие к "Мурманской чугунке" были отданы для колонизации (освоения) и в Чупе был создан ГОК (горно-обогатительный комбинат) который стал главным промышленным предприятием Северной Карелии, а пристань перевалочной базой для керамического сырья и слюды и швартовки судов биологических станций. Деревянная пристань пережила две Мировые войны и индустриализацию и ... в 1968-м году стала жертвой баловства подростков. Пожар произошедший от случайного возгорания уничтожил старинный деревянный причал до уровня морского прилива. После этого уникальное место получило наименование "Горелая пристань" бытующее и теперь.

Новая жизнь старого причала в Чупе

До середины 80-х годов XX-го века руины "Горелой пристани" были пристанищем местных рыбаков и немногочисленных ученых Беломорской биологической станции "Мыс Картеш". В 1986 году художник Вашлаев Иван, водитель Копыловский Михаил и горнорабочий Архипов Юрий из старой деревянной шлюпки сделали первый парусник и совершили первый поход под парусами по Чупинской губе Белого моря. С этого похода и берет свое начало Чупинский яхт-клуб. Компания мореплавателей прибавлялась друзьями и знакомыми которые обрастали детьми, увлекла идеей морских походов председателя профессионального союза Горно-обогатительного комбината "Карелслюда" Комиссарова Владимира. Яхт-клуб появился уже официально, при профсоюзной организации, получил свой устав и наименование "Борей". Силами первых яхтсменов Чупы был осуществлен ремонт "Горелой пристани" и уже самостройные яхты начали базироваться у своего причала. Еще несколько общественных усилий и у коллектива клуба появились настоящие "заводские" крейсерские гоночные яхты "Браво" проекта Конрад 25РТ и "Белая ночь" СТ-31, детские швертботы "Оптимист" и "Кадет".

Взлеты и падения

Клуб проводил и принимал участие во многих парусных соревнованиях и походах. Это регата на Онего, ежегодное участие в Соловецкой регате, в активе клуба поход, участие и призовое место в международной регате "Арктический рейс" для участия в которой экипажу яхты "Белая ночь" пришлось обогнуть Кольский полуостров. Большое количество культурных мероприятий, основное из которых районный праздник "День Коргуева", совместно организовывалось с домом культуры "Горняк" под руководством Вашлаевой Елены. Конец 80-х - начало 90-х это всплеск интересов, мероприятий идей и реализация мечты. Мечты и планы 80-х разбились об экономику 90-х. ГОК "Карелслюда" не выдержал экономических потрясений и рухнул, как и все предприятия в Чупе. Процесс разрушения конечно же начался с социальных проектов. Предприятие банкрот не могло не только поддерживать профсоюзный спортивный коллектив, но и выплачивать заработную плату рабочим. Имущество клуба передавалось с баланса на баланс, как обуза. В начале 2000-х дело почти дошло до распродажи, эта распродажа была остановлена только "нездоровым общественным резонансом", советская эпоха яхт-клуба "Борей" завершилась.

Как птица Феникс

К середине 2000-х пришло понимание, что яхт-клуб это не просто стоянка маломерных судов, а именно коллектив людей объединенный общей идеей и готовых отстаивать ее не считаясь с сиюминутной выгодой. Большинство общественных и отраслевых яхт-клубов в России либо прекратили свое существование, либо превратились в элитные стоянки моторных яхт в которые путь в яхтсмены легко пресекался владельцами неподъемными ценами на аренду и стоянку. Видя неизбежность такой перспективы чупинцы пошли своим путем и зарегистрировали самостоятельную общественную некоммерческую организацию "Чупинский морской яхт-клуб", наладили взаимодействие с муниципалитетом и взвалили на себя содержание имущества и реализацию как старых, так и новых проектов. Самый важный из них это совместная работа с Чупинской детско-юношеской спортивной школой по подготовке юных яхтсменов, деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов и яхт, парусный туризм и реализация природоохранных проектов и исследовательских экспедиций и конечно же гонки: "Банковский кубок" на Онего, "Соловецкая регата" в Архангельске, "Чемпионат России" в Санкт-Петербурге.

Современность и перспективы

Чупинский морской яхт-клуб сегодня, это большой коллектив в возрасте от 7-ми до 85-ти лет. Это 13 яхт их владельцев объединенных любовью к Белому морю и походам под парусом. Это несколько гоночных экипажей. Это, вместе с друзьями из Кандалакшского яхт-клуба, организация самого крупного парусного соревнования на Белом море - Межрегиональной регаты крейсерских яхт "Кубка Кандалакшского залива". Яхт-клуб полноправный член Всероссийской федерации парусного спорта, Федерации парусного спорта Республики Карелия, Ассоциации яхт класса ORC России. Мы проводим исследовательские экспедиции при поддержке Русского географического общества, Всемирного фонда природы (ВВФ России), Фонда президентских грантов. Большую поддержку клубу оказывает Администрация Чупинского городского поселения и дом культуры "Горняк". Совместно с нашими партнерами, самым крупным парусным комьюнити в России "Сила ветра" и дизайнерским архитектурным бюро "Простор" разработаны и стали призерами конкурса АСИ "Открой свою Россию" два маршрута:"Заповедный север" и "Суровый гедонизм или дзен Белого моря". Знакомьтесь с нашим сайтом и вам откроются новые перспективы и знакомства!
ЗАДАЙ ВОПРОС!
Заполните небольшую анкету, и мы свяжемся с вами и ответим на все вопросы.
Нажимая отправить, вы соглашатесь с условиями и правилами сайта

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ:

ЮРИЙ
Председатель
Телефон: +79215234498
Почта: chupayachtclub@mail.ru